ДАРЫ МУЗЕЮ-2024. КОРОБКА ДЛЯ КИНОПЛЁНКИ
01:00 03.02.2025 16+
ДАРЫ МУЗЕЮ-2024. КОРОБКА ДЛЯ КИНОПЛЁНКИ
В 50-ти километрах от Москвы есть обычный посёлок со звучным названием Белые Столбы. Окруженный березовым лесом, бетонной дорогой и железнодорожными путями, поселок ничем не отличается от сотен себе подобных: пара кирпичных домов, сельский магазин, частный сектор с избушками, кирпичный завод и бесконечные склады. Обычный да необычный. Здесь за внешней неприметностью можно обнаружить пропускной пункт и растянутую между двумя деревьями вывеску «Госфильмофонд России. Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации».
Первые фильмы тут начали собирать в конце 1930-х. Существует легенда, что Сталин очень любил фильм «Чапаев», смотрел его 37 раз и был крайне удивлен, когда пленка начала портиться.
Действительно ли огорчение вождя стало толчком к созданию главного кинохранилища страны? Кто знает… Главное, что за эти годы накоплен огромный архив фильмовых материалов, а Госфильмофонд превратился в город.
Десятки помещений, сотни дверей и тысячи круглых металлических коробок, в которых хранится история не только российского, но и зарубежного кинематографа.
Простая круглая металлическая коробка с перфорированными отверстиями и накрученной на сердечник киноплёнкой появилась и в фондах Нерчинского краеведческого музея благодаря нашим дарителям. В коробке диаметром 34 см. хранится киноплёнка шириной 35 мм. Согласно государственному стандарту ГОСТ 4097-78, введённому 01.01.1980 г. настоящий стандарт распространяется на коробки, предназначенные для транспортировки и хранения киноплёнок, магнитных лент, фильмовых материалов, намотанных на сердечники и бобины. В зависимости от ширины киноплёнки, магнитных лент и фильмовых материалов, коробки делились на три типа.
Удивительно, что на изделии не содержится никаких данных о заводе-изготовителе, можно только полагать, что вместе с производством собственной киноплёнки появились и металлические коробки для их хранения. Доказательством тому служит авторское свидетельство на изобретение, выданное Л.П.Васильеву и И.Т.Красовскому 30 апреля 1933 года. Речь идёт о коробке для киноплёнок. Свидетельство содержит и описание следующего содержания: «Предлагаемая упаковка для катушек с кинопленками имеет своей целью придать транспортируемым катушкам с кинопленкою устойчивое положение и предохранить кинопленку от порчи вследствие толчков, трения и выпадения из коробок. Упаковка выполнена в виде цилиндрического кожуха, через днища которого (одно из днищ - отъемное) пропущен стержень для нанизывания на него катушек с кинопленкою, помещённых в коробки.
Кинопленка наматывается на деревянную катушку, снабженную в центре отверстием для втулки, с прорезанными на ее концах шлицами, необходимыми при вставлении катушки на ось мотального приспособления ось бобины аппарата. Для укрепления конца кинопленки в тело катушки по наружному ее диаметру утоплена пружинящая пластинка. Катушка с намотанной кинопленкой вставляется в дно металлической коробки, в центре которого для прочности приварена шайба со сквозным отверстием, проходящим через дно коробки».
А первая киноплёнка в Советском Союзе была выпущена 1 мая 1930 года в городе Шостка Сумской области Украинской ССР. И сейчас ещё при просмотре старых кинолент промелькнёт на экране надпись «Шосткинское производственное объединение «Свема» (светочувствительные материалы). Следом появились фабрики в Переяславле-Залесском и Казани (продукция последней известна под названием «Тасма»).
Ну а наша коробка, в которой прячется киноплёнка, наверное, немало поколесила по сёлам Нерчинского района, где в маленьких клубах почти каждый день меняли картины. «Неуловимые мстители», «Корона Российской империи», «Свадьба в Малиновке» собирали на сельский киносеанс больших и маленьких в таком количестве, что не хватало мест. И за маленьким окошком кинобудки творилось таинство: пленка, вынутая из коробки надевалась на бобину, проходила свой путь по многочисленным валикам-роликам самой известной в Советском Союзе киноустановки «Украина» и на белоснежном экране на фоне восходящего Солнца выплывали остроконечные будённовки «неуловимых» или любимец зрителей Радж Капур переживал очередную драму. Сеанс заканчивался, гас свет, и снятая с бобины плёнка снова укладывалась в хранительницу-коробку, чтобы продолжить свой путь к зрителю.
Информацию подготовила Татьяна Гусева, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.