ДАРЫ МУЗЕЮ-2024. ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС
05:40 16.12.2024 16+
ДАРЫ МУЗЕЮ-2024. ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС
В XIX веке были распространены самые разные промыслы: резьба по дереву, вышивка, гончарное дело, а вот изготовление металлических расписных подносов считалось довольно редким видом прикладного искусства. И то, что подлинный жостовский поднос попал в фонды Нерчинского музея - большая удача.
Вообще подносы начали производить в России в первой половине XVIII веке на Урале на нижнетагильском заводе Демидовых, и вскоре поднос стал обязательным для традиционного русского чаепития, его использовали не только как декоративный элемент, но и ставили на него сам самовар.
Появление жостовского расписного подноса связывают с братьями Вишняковыми, которые, изучив лаковый промысел в Федоскино, открыли своё дело. В прейскуранте Вишняковых указывалось следующее: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".
Ко второй половине XIX века производство жостовских подносов увеличилось в несколько раз, а их узнаваемый рисунок появился во второй половине XIX века. Техника росписи в несколько слоев была позаимствована из лаковой миниатюры, а изображения цветов постепенно становились более реалистичными и объемными. Мастера использовали контраст между яркими лепестками и блестящей и гладкой черной поверхностью, и это стало главной «изюминкой» жостовского промысла.
Вдохновение художники черпали из окружавших их цветов: полевых и садовых. На подносах рисовали розы, тюльпаны, маргаритки, анютины глазки, их изображения дополнялись россыпью мелких бутонов, травой, ветками и листьями. Бортики почти неизменно декорировались золотым орнаментом – фантазии жостовских мастеров не было предела, и они изобретали все новые растительные узоры. Надо отметить, что в то же время изготавливались подносы, чей фон мог быть красным, желтым, белым.
Поднос же, о котором веду речь, изготовлен в традиционном цвете: на чёрном фоне буйство красок цветов и зелени букета, бортики декорированы скромным орнаментом краской золотистого цвета. Много лет этот предмет передавался из поколения в поколение в нерчинской семье Гребенчук, и представитель младшей её ветви, Дмитрий, перед отъездом из города, решил некоторые памятные семейные реликвии передать в музей. Поднос принадлежал его бабушке Вагайцевой Александре Прокопьевне.
Информацию подготовила Светлана Былкова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея