18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. СБОР ЯСАКА

03:59 28.10.2024 16+
518
РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. «СБОР ЯСАКА»

В Нерчинском краеведческом музее экспонируются несколько полотен художника И.Н. Букина, в том числе картина «Сбор ясака», написанная в 1949 г.

В основу работы положены события, которые происходили на тунгусской стоянке. Художник тщательно прописал лица, одежду, природу.

Яса́к – натуральный налог, главным образом пушниной.

Преемственность ясака в Сибири, которая еще до русских была завоевана монголо-тюрками, с одной стороны поставила русских при их появлении на берегах Оби и Иртыша в зависимость от тех навыков и приемов обложения, которые существовали здесь до них, а с другой — облегчила им задачу сбора ясака. Здесь они нашли уже готовыми известную организацию самого сбора и выработанную веками технику обложения, и воспользовались тем и другим.

Забайкальские тунгусы, находившиеся в сильной зависимости от монгольских государств, платили ясак им. Часто это происходило в форме товарообмена: монголы вели с тунгусами активную торговлю, меняя на пушнину китайские товары.

Русскую пушнину высоко ценили византийские и арабские купцы, скандинавские воины, торговцы из Западной Европы. Спрос на нее легко объяснить. Во-первых, животные со шкурками нужного качества в таких количествах обитали только на территории Руси. Кроме того, презентабельный вид пушнины превращал её в предмет роскоши, обладать которым желали представители правящих домов и знати в разных странах мира. К тому же, легкие и прочные меха хорошо сохраняли тепло, а изготавливать одежду из них было несложно. Любопытно, что меховые изделия носили тогда не только на улице, но и дома.

В Древней Руси пушнина была главной валютой и основным источником княжеского дохода.

Слово ясак прочно вошло в русский язык со времени завоевания и освоения Сибири и создания системы сибирских острогов и зимовий, которые служили местом сбора ясака с подвластных им «ясачных волостей». Сбор ясака был основной целью приведения под «высокую государеву руку» обширных неосвоенных территорий. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом.

Аборигены Сибири знали, как убивать животных, не портя мех. Русские города в Сибири возникали в районах ясачного сбора, который осуществляли служилые люди.

А.П. Васильев в книге «Забайкальские казаки» писал: «Ясачные оскудели и многие ушли в Монголию. Ясак уже собирался не только соболями, но и другим зверем лошадями, скотом, верблюдами, иногда брали рыбой, оленьими шкурами. Количество зверя на промыслах уменьшилось. Ясак по окладу платили только мелкие роды.

Сбор ясака производился двояко: 1) или сами инородцы привозили ясак в приказную избу воеводского города и сдавали его там под расписку, 2) или в их волости высылались ясачные сборщики – с казаками и строили там ясачные зимовья посреди племени в центре путей. Сборщики в большинстве случаев были казачьи пятидесятники, иногда боярские дети, литва, стрельцы и рядовые казаки. Они назывались ясатчиками и приводились к присяге. Ясак определялся окладами. Оклады не были одинаковыми. Чтобы заохотить инородцев к исправному платежу ясака, во время приема рухляди их поили казенным вином. За излишки платили товаром. Высший сорт соболей ценился в 60 рублей, низший – 30 р. К 1691 Сибирь давала соболиной каны 80 000 – 100 000».

Ф.Д. Соседко «Нерчинская старина. Летопись»: «Ясаком были обложены все мужчины от 18 до 50 лет. Ясак был троякий:

1. податной, по 10 соболей с женатого, по 5 соболей с холостого;

2. десятинный, т.е. десятый зверь со всякой породы;

3. поклоновый или поминочный, количество, которого определялось доброю волей и усердием к особе царской приносителя. Для сбора ясака Нерчинское воеводство было подразделено на 5 округов. В каждый округ посылался сборщик из дворян или детей боярских или пятидесятников, к ним назначался 1 писец, 1 толмач и 14 казаков для рассылки. Должность сборщиков была выборная на 1 год, так как те же сборщики отвозили ясак в Москву. Самыми богатыми местами пушным зверем были верховья рек Нерчи, Куэнги, Витима. Эти места принадлежали 3 родам: Дулигорскому, Баягирскому и Улётовскому.

В 1694 году «в казну Великого Государя поступило ясачного сбору: лисиц чернобурых - 6, бурых - 25, крестовых - 70, лисиц - 3566, рысей - 81, бобров морских - 800, горностаев - 38078, белок - 52131, песцов белых - 986, песцов голубых - 19, соболей - 475 сороков, всего на сумму 6105 рублей и 3 деньги.

При посылке людей в новые земли, требовать, чтобы сборщики собирали ясак ласкою и приветом, а не жесткостью и не правежом и не брали бы по 2, 3 ясака в год. В случае отложения от русского подданства, стараться их уговаривать, сперва ласкою и ежели уговором буде не можно, и впредь от них чаять будет какого дурна и тех непослушных людей смирить слегка и забрать аманатов.

В 1739 году вышла резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, «а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя».

Для бродячих и кочевых инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введённый ещё в 1763 году; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности «по тем сословиям, в кои они вступили».

В 1750 г. из Нерчинска в Иркутскую канцелярию поступило известие о том, что соболь и другая «мягкая рухлядь» в окрестностях совершенно истреблены».

В начале XIX века пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как быт и численность инородческих племён значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, отдельные для Восточной и Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 году деление инородцев на бродячих, кочевых и появившихся оседлых.

Нужно отметить, что налог-ясак платился аборигенами начиная с ХVII века и вплоть до 1917 года.

Информацию подготовила Римма Фарманян, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея

Оставить сообщение