В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. САПОГИ
08:15 25.09.2024 16+
В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. САПОГИ
Поэты говорят в стихах
О девушках голубооких,
А я хочу — о сапогах,
О русских сапогах высоких
(С.А. Луцкий)
Прочла я это стихотворение, и стало понятно, что пришло время поговорить и нам с Вами, дорогой читатель, о сапогах.
В Средневековой Руси общераспространенной обувью были мягкие сапоги и полусапожки с укороченными голенищами на мягкой однослойной или двух-трёхслойной подошве. Высокие же кожаные сапоги стали популярны со второй половины XIV века, после того, как с востока пришла технология обработки кожаного сырья. Вскоре, наряду с мягкими сапогами стал шить сапоги жесткой конструкции, а носили их повсеместно.
Вообще же слово «сапог» произошло от славянского «сопа» - кожаная труба, которая напоминал форму голенища. Сапоги в России чаще всего шили из юфти, называемой в мире чаще всего «русской кожей». В XIX веке это была единственная кожа, которая пропитывалась дёгтем. По этой причине она не плесневела в шкафах, её не портили насекомые. Особым шиком считались складки на голенищах (называли их «сапоги с моршыной»), складки эти имели правильную круглую форму, так как на голенище вшивалось 5-6 колец круглой верёвки. Также производили сапоги «со скрипом», когда между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок. Интересно то, что долгое время сапоги не делились на правый и левый, и надевать их можно было на любую ногу.
Каких только сапог не изготавливали: мягкие и на твёрдой подкладке, шевровые (из выделанной козьей шкуры) и лаковые; сапоги с «гамбургскими передами» - лаковые голенища и матовые головки, «крюки», где голенища и головки составляли одно целое, а головки специально вытягивались на фабрике, с круглыми или удлинёнными носками, с каблуками различной формы и высоты. Можно было выбрать и на свой вкус и цвет, и конечно, соответственно покупательским способностям.
Ну и отдельно о кирзовых сапогах. Если задать вопрос о том, кто придумал их, то сразу возникает ответ – только русский. Да, это действительно так. Русский изобретатель Михаил Поморцев брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка получил в 1904 году. Она не пропускала воду, и при том «дышала». В 1906 году его изобретение (обувная кирза) получило золотую медаль на выставке в Милане, а в 1911 и 1913 годах — призы на выставках в Санкт-Петербурге. Кирзовые сапоги хорошо держали тепло, что позволяло им быть всесезонной обувью. В условиях нехватки натуральной кожи, возможность наладить бесперебойное снабжение войск обувью, также сыграла свою роль в широком распространении. В дореволюционной России керзой (от английского kersey) называли домотканое грубое сукно и техническую ткань. Со временем стали писать «Кирза», с ударением на первый слог, сейчас же слово поизносится с ударением на второй слог.
Лучше, чем А.Полянин в «Балладе кирзовых сапог» не скажешь: «Воротит нас от праздного убранства,
Мы скажем вам, тепло ступней храня,
В нас люди обретают постоянство
В любой сезон, в любое время дня!
Пускай забиты грязью наши поры,
Пусть пыль на нас от тысячи дорог,
Мы – самые надежные опоры,
Для, даже, самых не надежных ног!
Такая вот история о простейшем предмете одежды – сапогах. В фондах Нерчинского музея хранится немного таких предметов, но тем не менее они есть. Пара сапог, недавно переданных на хранение в музей, принадлежали членам купеческой семьи в Калуге, попутешествовали, а теперь получили прописку в фондах музея.
Информацию подготовила Светлана Былкова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.