18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. ЛИТОГРАФИРОВАННЫЕ ЛЕКЦИИ

05:14 19.09.2024 16+
147
В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. ЛИТОГРАФИРОВАННЫЕ ЛЕКЦИИ

В фонде редкой книги Нерчинского музея хранится немало учебников, по которым обучались учащиеся существовавшего когда-то в Нерчинске реального училища. Училище ориентировало на получение среднего образования. Учебная программа в отличие от гимназии была направлена на изучение предметов естественно-математического цикла и учебники, в фундаментальной библиотеке училища, были соответствующих дисциплин.

Среди сохранившейся учебной литературы того времени привлекают внимание книги, в которых отсутствует печатный текст. От титульного листа и до последней страницы на бумаге воспроизведён рукописный текст. Судя по тому, что в одной книге меняются несколько почерков, трудились над этой рукописью несколько разных человек. Все, имеющиеся у нас «рукописные» книги – это лекции разных преподавателей Санкт-Петербургского технологического института и Института Инженеров Путей сообщения Императора Александра I. История создания подобных рукотворных учебников довольно интересна. Называли их литографированные лекции. Они составляли значительную часть учебных книг, но теперь стали редкими, потому что печатались небольшими тиражами и не поступали в широкую продажу.

Литография – техника печати, при которой краска под давлением переносится с плоской формы на бумагу. Формой служил обработанный камень. Отсюда и произошло название техники. Краску наносили специальным карандашом и тушью. Студенты высших учебных заведений дореволюционной России, не имея возможности приобрести или взять в библиотеке руководства по тем или иным предметам, пользовались литографированными лекциями.

Первые такие издания выпускали профессора, но довольно быстро инициативу подхватили слушатели. Литература, изданная студентами, составила значимую часть репертуара учебной книги второй половины XIX – начала XX в.

Даже отрывочные сведения из воспоминаний студентов и некоторых официальных документов позволяют составить общее представление об этой традиции. Так, слушатели должны были спросить разрешения лектора на издание курса. Если профессора не соглашались на публикацию лекций, студенты действовали инкогнито. В 1869 г. самостоятельный выпуск учебной литературы студентам был запрещен, право на это отныне получили только профессора и преподаватели. Однако, студенты по-прежнему издавали лекции, по предложению лекторов или тайно. Если профессор соглашался на печатание курса или сам инициировал его, издатели могли рассчитывать на получение авторской рукописи. В противном случае им приходилось фиксировать текст непосредственно в аудитории, на слух.

Некоторые студенты даже нанимали профессиональных стенографов. В таких случаях в запись попадало абсолютно все, что произносилось с кафедры, в том числе и отступления, служившие к привлечению внимания аудитории, но затруднявшие усвоение материала при чтении.

В преподавании естественнонаучных и технических дисциплин важную роль играла наглядность. Литографированные издания лекций по таким курсам часто содержали иллюстрации. В нашем случае это чертежи. Составители заимствовали рисунки из научных трудов или сами выступали в роли художников. Силами учащихся создавались целые наглядные пособия.

Студенты, желавшие иметь литографированное издание, заранее сдавали деньги. Собранная ими сумма использовалась для оплаты работы литографской мастерской и для вознаграждения издателей. Довольно быстро публикация лекций превратилась в способ заработка для слушателей.

Отношение современников к литографированным лекциям не было однозначным, большинство не считало их полноценными книгами.

Однако испытывая потребность в учебных пособиях, в течение нескольких десятилетий студенты литографировали лекции и готовились по ним к экзаменам, и профессора мирились с этим. Эта практика оказалась весьма устойчивой, пережила запреты и сохранилась до 1901 г., когда официально были разрешены объединения учащихся и возникли студенческие издательства, ставившие целью повышение качества выпускаемых ими учебных книг. В измененном виде эта традиция была продолжена советским студенчеством.

Информацию подготовила Наталья Хохлова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея

В тексте использованы фрагменты работы аспиранта Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова А.В. Зайцевой «Из истории издания учебной литературы в России».

Оставить сообщение