В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. НЕМНОГО ОБ ОТКРЫТКАХ
13:25 02.08.2024 16+
В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. НЕМНОГО ОБ ОТКРЫТКАХ
Продолжая изучать открытки, поступившие недавно в фонды музея, захотелось рассказать о том, какое значение они имели для наших соотечественников в начале ХХ века.
В то время почтовая открытка превратилась в самое оперативное визуальное средство массовой информации, превосходя, в частности, газеты, производство иллюстраций в которых было гораздо более долгим и технически сложным делом.
Быстрое производство, быстрое написание и чтение, быстрая доставка – все эти качества как нельзя лучше вписывались в ритм жизни на рубеже веков. Открытка стояла в одном ряду с другими достижениями технического прогресса, воплощавшими дух той эпохи: «Телефон! Беспроволочный телеграф! Метро! Иллюстрированная открытка!.. столько способов торопить жизнь», – писала французская газета в октябре 1904 года. Открытку относили к числу выдающихся изобретений XIX столетия. Функции её были многогранны.
Поддержанию разного рода групповых и родственных связей способствовала новая культурная практика поздравительной открытки. Именно ей во многом обязан появлением обычай поздравлять друг друга с Пасхой и Троицей. Если письменные поздравления с Рождеством являлись традиционными, то пасхальные и троичные вошли в традицию вместе с поздравительной открыткой. Среди наших приобретений есть несколько поздравлений со Светлым Христовым Воскресеньем. Интересной особенностью открыток было то, что текст могли писать и на лицевой части. Как, например, на одном из наших пасхальных поздравлений.
Информационную функцию выполняли как письменная, так и изобразительная сторона открыток. Открытка, в отличии от дорогостоящих фотографий и репродукций, оказалась доступной каждому, и особенно важен наглядный «рассказ» о событии был для малограмотных.
Благодаря открытке «свое лицо» для миллионов потребителей приобретали отдельные города и страны. Знакомя в мельчайших деталях с какой-либо страной – городами, достопримечательностями, природными красотами – открытки оказывали существенное влияние на формирование ее имиджа.
Например, известная собирательница старины Н.Л. Шабельская видела в распространении за рубежом русской открытки с «живописными местами нашего отечества» средство преодолеть бытующие на Западе «самые дикие понятия о России».
В 1900-1910 годах получили распространение серийные открытки «Привет из Москвы», «Типы России», «Московские типы», «Русские типы», изображающие людей различных сфер деятельности. Они изображали различные сословия и национальные группы нашей империи. В серии помимо русских вошли «Типы Малороссии», «Типы Кавказа», «Типы Средней Азии», «Китайцы Манджурии» и пр. Потрясающий этнографический материал!
В коллекции Нерчинского музея теперь имеется открытка из серии «Типы России». Хотя подобные были постановочными, составить по ним представление о жизни народов России всё-таки было возможно. А для нас они являются иллюстрациями ушедшего времени.
Информацию подготовила Наталья Хохлова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.
По материалам статьи А. Медякова ОТКРЫТКА РУБЕЖА XIX–XX ВВ. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.