18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. НЕМНОГО ОБ ОТКРЫТКАХ

13:25 02.08.2024 16+
854
В ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО. НЕМНОГО ОБ ОТКРЫТКАХ

Продолжая изучать открытки, поступившие недавно в фонды музея, захотелось рассказать о том, какое значение они имели для наших соотечественников в начале ХХ века.

В то время почтовая открытка превратилась в самое оперативное визуальное средство массовой информации, превосходя, в частности, газеты, производство иллюстраций в которых было гораздо более долгим и технически сложным делом.

Быстрое производство, быстрое написание и чтение, быстрая доставка – все эти качества как нельзя лучше вписывались в ритм жизни на рубеже веков. Открытка стояла в одном ряду с другими достижениями технического прогресса, воплощавшими дух той эпохи: «Телефон! Беспроволочный телеграф! Метро! Иллюстрированная открытка!.. столько способов торопить жизнь», – писала французская газета в октябре 1904 года. Открытку относили к числу выдающихся изобретений XIX столетия. Функции её были многогранны.

Поддержанию разного рода групповых и родственных связей способствовала новая культурная практика поздравительной открытки. Именно ей во многом обязан появлением обычай поздравлять друг друга с Пасхой и Троицей. Если письменные поздравления с Рождеством являлись традиционными, то пасхальные и троичные вошли в традицию вместе с поздравительной открыткой. Среди наших приобретений есть несколько поздравлений со Светлым Христовым Воскресеньем. Интересной особенностью открыток было то, что текст могли писать и на лицевой части. Как, например, на одном из наших пасхальных поздравлений.

Информационную функцию выполняли как письменная, так и изобразительная сторона открыток. Открытка, в отличии от дорогостоящих фотографий и репродукций, оказалась доступной каждому, и особенно важен наглядный «рассказ» о событии был для малограмотных.

Благодаря открытке «свое лицо» для миллионов потребителей приобретали отдельные города и страны. Знакомя в мельчайших деталях с какой-либо страной – городами, достопримечательностями, природными красотами – открытки оказывали существенное влияние на формирование ее имиджа.

Например, известная собирательница старины Н.Л. Шабельская видела в распространении за рубежом русской открытки с «живописными местами нашего отечества» средство преодолеть бытующие на Западе «самые дикие понятия о России».

В 1900-1910 годах получили распространение серийные открытки «Привет из Москвы», «Типы России», «Московские типы», «Русские типы», изображающие людей различных сфер деятельности. Они изображали различные сословия и национальные группы нашей империи. В серии помимо русских вошли «Типы Малороссии», «Типы Кавказа», «Типы Средней Азии», «Китайцы Манджурии» и пр. Потрясающий этнографический материал!

В коллекции Нерчинского музея теперь имеется открытка из серии «Типы России». Хотя подобные были постановочными, составить по ним представление о жизни народов России всё-таки было возможно. А для нас они являются иллюстрациями ушедшего времени.

Информацию подготовила Наталья Хохлова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.

По материалам статьи А. Медякова ОТКРЫТКА РУБЕЖА XIX–XX ВВ. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Оставить сообщение