РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. ЗЕРКАЛО С ЛЕТАЮЩИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
16:12 19.06.2023 16+
РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. ЗЕРКАЛО С «ЛЕТАЮЩИМИ» МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Однажды школьниками в Могочинском районе, в верховьях р. Чёрной вблизи станции Сбега, было обнаружено небольшое бронзовое зеркало, сразу же привлекшее к себе внимание необычным декором на его тыльной стороне, состоящим из изображений перевязанных лентами одиннадцати музыкальных инструментов. Начиная от центра, где помещено изображение кастаньет (трещотки), все инструменты расположены в виде раскручивающейся к краю диска по ходу часовой стрелки, или по ходу солнца, спирали: бубен с высокой обечайкой, свирель (продольная флейта), ручной двухсторонний барабан, рама с звучащими камнями, лира, губной орган, лютня, поперечная флейта, флейта Пана, цитра.
Глядя на такое расположение музыкальных инструментов, невольно возникает впечатление, будто они, взмывая с земли, устремляются ввысь, в заоблачные дали неба, символом которого, как известно, выступает круг, а в данном случае – ободок зеркала. Интересно при этом будет отметить, что вдоль ободка, т.е., следовательно, на Небе находятся наиболее благозвучно и нежно звучащие инструменты, призванные услаждать своим звучанием слух небожителей.
В дальнейшем удалось выявить ещё четыре аналогичных по декору зеркала. Одно из них обнаружено в ходе раскопок Шайгинского городища в Приморье, второе – в Минусинской котловине в с. Бейское, третье – в Семиречье, а четвёртое, место находки которого неизвестно, хранится в фондах Государственного Эрмитажа.
Наше зеркало имеет свои особенности. На нём нет какого-либо держателя, который обычно располагается в центре, благодаря чему располагающееся здесь изображение кастаньет видно полностью. На рефлекторной стороне у него вдоль края диска зубильцем выбита регистрационная надпись на китайском языке, в которой удалось разобрать только первые два иероглифа – «Шан цзин», т.е. «Верхняя столица». Отсюда следует, что это зеркало было зарегистрировано в Верхней столице чжурчжэньской Золотой империи, что могло произойти не ранее 1170 года. Вполне возможно, что данное зеркало в начале XIII века, когда начались военные действия монголов против чжурчжэней, стало трофеем одного из монгольских воинов и вместе с ним оказалось в Забайкалье.
Но где же была родина этих зеркал?
Оказывается, изображения музыкальных инструментов, перевязанных лентами, а значит летающих в раю Будды Амитабы, которые при этом «не касаемо, сами звучат», в XII – первой четверти XIII вв. получают широкое распространение в буддийской иконографии тангутов, о чём свидетельствуют археологические находки в Хара-Хото. Там, в частности, была обнаружена деревянная алтарная принадлежность в форме древесного листа, на которой тушью и красками изображены перевязанные лентами 16 музыкальных инструментов. В их число входят и все инструменты, изображения которых имеются и на нашем зеркале. Всё это позволяет высказать предположение о том, что родиной его было тангутское государство Си Ся. Очевидно, такие зеркала должны были служить своеобразным вещественным доказательством веры их хозяев в Амитабу, а может быть, и пропуском в его рай.
Информацию подготовил Александр Литвинцев, заместитель директора Нерчинского краеведческого музея.
Использованы материалы книги Э.В. Шавкунова «Тайны древних зеркал» (Владивосток, 1993).