РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. ПИВНАЯ КРУЖКА
04:07 18.03.2024 16+
РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. ПИВНАЯ КРУЖКА
В 2000 году в Нерчинский краеведческий музей в дар от жительницы Нерчинска Е.И. Кирилловой поступила в дар цилиндрическая фарфоровая пивная кружка, изготовленная в Германии в XIX веке. Вмещает 0,5 литра. Рельефный декор, подглазурная роспись цветными красками: в центре мужчина с трубой, возле лошади, внизу густая травянистая растительность, слева большое дерево, справа вдали на пригорке виден замок, остальная поверхность кружки расписана растительным орнаментом. На ручке частично сохранилось металлическое крепление для крышки. К сожалению, сама крышка утрачена. На дне клеймо отсутствует. Видны вдавленные цифры «1524», ниже «8». Кружка выполнена в особенной технике исполнения фабрики «Виллерой и Бох», распространенной в конце 19 – начале 20 веков,
Немецкая пивная кружка – часть многовековой традиции Германии – зародилась в XVI веке в немецкоязычной области, и за пределами Германии считается специфически немецким предметом. Самая важная особенность немецкой пивной кружки - цилиндрическое или коническое, иногда слегка выпуклое тулово, в основном с ручкой. Венчала кружку куполообразная оловянная крышка с поясками резного орнамента. Ее снабдили традиционным механизмом для быстрого открывания с упором для большого пальца.
Крышка изначально была добавлена для того, чтобы служить защитой от чумы. После того как «чёрная смерть» убила более 25 миллионов человек в 1300-х годах, европейцы, которые считали, что её породила грязь, начали искать способы быть более чистыми. Поэтому, когда «полчища маленьких мух… вторглись в Центральную Европу в начале 1400-х годов», княжества на территории нынешней Германии «приняли законы, которые требовали, чтобы все контейнеры для пищевых продуктов и напитков были закрытыми». Обычная кружка вскоре приобрела откидную крышку.
Кружки производили из стекла или керамики, но также из серебра, олова, фарфора, слоновой кости и других материалов. Пивные кружки часто украшены рельефом или расписаны. Иногда они вмещают до пяти литров.
В XVII веке получили распространение темные глазурованные керамические кружки из Кройсена с цветными рельефами и расписанные синей краской изделия из серой глины из Вестервальда.
Во второй половине XIX века керамика стала преобладающим материалом. Особенно популярными были кружки «Reservisten», ярко расписанные пейзажами и самыми разными сценами.
Ведущим поставщиком на мировом рынке стала компания Villeroy & Boch (Виллерой и Бох).
Подобного рода кружки были популярны в Германии вплоть до конца XIX столетия, когда им пришлось конкурировать с изделиями из фарфора и фаянса. Затем на несколько десятилетий их производство приостановили. И только с 1870-х годов, когда вновь возник интерес к прошлому страны и ее культуре, к каменной керамике обратились снова.
Одним из художников, которые приняли активное участие в возрождении традиционных изделий, был Петер Дюмлер.
Сюжетом композиции послужила историческая победа в IX веке германского племени херусков над римлянами в Тевтобургском лесу.
Традиционно для нанесения рельефа немецкие мастера использовали специальные матрицы-штампы. Изображение получалось путем оттиска на едва подсохшей поверхности глины. Затем изделие расписывали и подвергали обжигу с использованием соляной глазури. Новый способ позволял гораздо проще многократно воспроизводить изделия с одним и тем же рельефом.
Пивоваренные компании и сейчас украшают свои изделия логотипом с изображением кружки.
Кружки относятся к разряду декоративно-прикладного искусства – художественных произведений старых мастеров.
Со временем настоящая пивная кружка превратилась в предмет музейных экспозиций, коллекционирования и продажи на аукционах.
Информацию подготовила Римма Фарманян, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея