18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. КОЛОКОЛ ЗАВОДА ОЛОВЯНИШНИКОВЫХ

03:32 04.03.2024 16+
1142
РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. КОЛОКОЛ ЗАВОДА ОЛОВЯНИШНИКОВЫХ

О чём молчит тот колокол, что сброшен?

Какую весть уже не донесёт?

О чём молчит у стен он мхом поросший,

О чём звонарь в него уж не пробьёт?

В годы становления советской власти колокольный звон постепенно затихал по всей России. К началу тридцатых годов ХХ века все церковные колокола замолчали. Но и скорбно молчащие, они раздражали ярых атеистов и привлекали внимание хозяйственников. Началась колокольная война. С гулкими стонами покидали большие колокола и маленькие колокольчики свои дома - храмы. Какова была их дальнейшая судьба? Их разбивали и переплавляли, многие колокола превращались в хозяйственную утварь, а какие - то просто погибали, разбитые или утопленные.

В Нерчинском краеведческом музее, в разделе экспозиции с православными реликвиями, экспонируется один из таких, потерявших свой храм, колоколов. Когда-то его голос, сливаясь с голосами других, раздавался с колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ундино–Поселье Балейского района. На сайте «Закон промежутка» сохранились воспоминания Ивана Степановича Панова, жителя этого села, записанные его внуком Александром Курепиным в 70-х годах прошлого века. Среди них есть слова и о колоколах сельской церкви: «…Приятное впечатление производил на людей колокольный звон. Благовест его называли – торжественный звон. Колокольня была закрыта, доступ туда был открыт только для звонаря. А вот в пасхальные дни целую неделю разрешалось подниматься на колокольню каждому желающему и не только подниматься, но и звонить в колокола. Как я любил звонить! В самый большой праздник, в пасху, когда был свободным доступ на колокольню, я с нетерпением ждал утра, чтобы скорее забраться на колокольню и начать звонить в колокола. Я звонил, а у самого сердце замирало, что-то музыкальное получалось. Да, действительно, с помощью этих колоколов можно было создать музыкальную мелодию».

Нашему музею колокол подарила в 2002 году жительница Ундино–Поселья Нина Николаевна Савватеева. Однажды её муж, возвращаясь с работы, увидел как местные пацаны катили его по дороге. Неравнодушный человек забрал историческую вещ себе домой. В лихие 90-е, опасаясь нежданных грабителей, им даже подпирали дверь.

Главная часть любого колокола – язык. У нашего экспоната он утрачен. Колокол имеет орнамент на оплечье и по краю юбки. По центру на корпусе - надпись: «Лит в заводе П.И. Оловянишникова сыновей в Ярославле».

Колокололитейный завод Товарищества Оловянишниковых славился по всей России. Первый колокол на Ярославском колокололитейном заводе Григория Оловянишникова был отлит 15 июня 1766 года (во время правления императрицы Екатерины II). Это время и принято считать началом завода.

Колокола Оловянишниковых звонили в храмах и монастырях губернских городов, в городах, селах, деревнях центра, юга, севера и Дальнего Востока. Их полюбили за благозвучность, мелодичность и красоту. Внешние колокольные поверхности были с богатым орнаментом, рисунки разнообразны и привлекательны, это тоже нравилось заказчикам, ведь каждый колокол представлял собой единственное в своем роде произведение колокололитейного искусства.

Со второй половины XIX столетия продукция завода активно выставлялась на Всероссийских и Международных выставках, где неоднократно отмечалась золотыми и серебряными медалями. С 1886 года литое изображение Государственного герба России стало украшать все колокола завода — это высшая награда страны получена на Московской Всероссийской выставке. На нашем колоколе она так же присутствует. Значит, он выплавлен после 1886 года.

В 1889 г. сразу завод Оловянишниковых получил сразу две международные награды – серебряную медаль в Новом Орлеане и золотую – в Париже. В 1893 г. колокола были удостоены серебряной медали на промышленной выставке – в Чикаго.

Оловянишниковы всегда заботились о репутации своей продукции. Представители фирмы сами развозили колокола по России и устанавливали их на храмы.

Последним владельцем колокололитейного завода до 1917 года был Николай Иванович Оловянишников, написавший книгу «История колоколов и колокололитейное дело…». В 1918 году он погиб при невыясненных обстоятельствах.

После 1917 года московская фабрика церковной утвари и ярославский колокололитейный завод были закрыты. Надобность в колоколах отпала.

Нам не удалось найти сведений о сохранившихся и использующихся в наши дни колоколах Оловянишниковых. Но хочется верить, что где-то вновь плывёт над Россией их звон.

Колокольный звон над землёй плывёт,

Многозвучный гимн он без слов поёт.

С берегов Невы до курильских гор

Колокольный звон всколыхнул простор.

информацию подготовила Наталья Хохлова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея

Оставить сообщение