18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. ЖАРДИНЬЕРКИ

02:43 12.02.2024 16+
1194
РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. ЖАРДИНЬЕРКИ

В экспозиции Нерчинского краеведческого музея среди предметов мебели, функционально заполняющей пространство, есть две поистине королевские живописные чугунные подставки под цветы, которые вносят эстетику и радуют глаз. Обе они датируется дореволюционным временем.

В фондах музея также хранятся фотографии, отображающие интерьеры некоторых комнат в домах братьев Бутиных, где мы видим различные жардиньерки, но не те, что упомянуты выше.

Став музейными экспонатами, старинные подставки для цветов заняли свое место на площадке парадного вестибюля рядом с цеттлеровским витражом и вернули свое былое предназначение. Одна из них высотой 83 см, другая – 118 см.

В старину подставки под цветы называли благозвучно жардиньерками.

Слово «жардиньерка» образовано от французского jardin (сад) и означает «корзинка, цветочный столик, этажерка или художественно оформленный ящик для комнатных цветов». Они, как подставки под цветы, предназначались для убранства интерьера, а именно для создания образа небольшого домашнего сада, оранжереи. Функционально эти цветочные столики не только украшали пространство, но и спасали цветы от холода на подоконниках или прямых солнечных лучей.

Этот особый вид мебели для цветов появился во Франции на рубеже XVII – XVIII веков. Это был очень распространенный предмет интерьера в XVIII и XIX веках и в России, особенно в дворянской среде. Например, в России в середине XIX века повсеместно распространилось увлечение экзотическими растениями, что также способствовало появлению домашних оранжерей, какую, например, устроила Татьяна Дмитриевна Мауриц в усадьбе Бутиных рядом со своим домом. В поместьях в кашпо-жардиньерках выращивали тропические фрукты для барского стола.

До революции 1917 г. жардиньерки были широко распространены. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Позднее их просто стали использовать как подставку, а не как цветочную вазу на фигурных высоких ножках.

Жардиньерки были самых разных форм, размеров и делались из различных материалов – дерева, прута, металла. В эпоху классицизма жардиньерки были похожи на античные треножники-курильницы. Мебель для цветов украшалась золоченой бронзой, фарфоровыми вставками и живописью. Больше всего за практичность и долговечность использовались плетёные и комбинированные модели. Плетеные жардиньерки изготовлялись из прутьев ивы, камыша, бамбука, соломы, рогоза. Самыми легкими, прочными и дешевыми были подставки из ивы, которая не боится влаги.

Во второй половине XIX века фотографы активно использовали жардиньерки. Портретируемый мог принять свободный расслабленный вид, а фотограф не терял на снимке максимальную резкость. Так этот вид мебели стал цветочно-съемочным аксессуаром.

Вероятнее всего, эти две «подставки под цветы» - одни из тех одиннадцати, первоначально находившихся в стенах дворца Бутиных, а в 1920-е гг. переданных в квартиры Комхоза и учреждения г. Нерчинска: 4 подставки были переданы семье Пермяковых, проживавших по ул. Советской, д. 33, 1 – Третьковым по ул. Погодаева, д. 18, 2 японских – Насхальным по ул. Советской д. 75, 2 – Кудренко по ул. Погодаева, д. 32, 2 – клубу 73 кавалерийского полка. Пока во дворец вернулись только эти две великолепные вещицы. Как знать, может быть когда-то найдутся и остальные…

Информацию подготовила Римма Фарманян, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея

Оставить сообщение