РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР
19:57 04.09.2023 16+
РАРИТЕТЫ НЕРЧИНСКОГО МУЗЕЯ. КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР
«В Кузнецовской пёстрой чашке
С золочёными краями,
Видно сахару не жалко —
Чай и сладок, и горяч».
Такое ощущение, что эти строки именно про нашу чашку.
Эта чайная пара - фарфоровая конусовидная чашка (d – 6,5 см, h – 5,5 см, l с ручкой – 8 см) и блюдечко (d – 11,5 см, h – 1,5 см), поступила в Нерчинский краеведческий музей от Ольги Михайловны Шарак, потомка купцов Колобовниковых. Стенки предметов тончайшие, как будто бумажные, со слегка объемным орнаментом. Они полностью покрыты эмалью (цвет белый). С лицевой стороны дополнительно нанесена эмаль голубого цвета, выполнен нежный цветочный (купавка) орнамент (цвет фиолетовый, зеленый, золотистый). На оборотной стороне хорошо просматривается клеймо, выполненное синей надглазурной краской: двуглавый орел, внизу полукругом надпись «Тва МС Кузнецов ДФ» - товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова Дмитровская фабрика.
Дмитровский завод стал первым частным предприятием по производству фарфора в России. Был основан обрусевшим англичанином Ф. Гарднером в 1766 году. Фабрика производила великолепный фарфор, а сам основатель был удостоен аудиенции у императрицы Екатерины II. Однако к концу восемнадцатого века фабрика начала сдавать позиции и вскоре была выкуплена Матвеем Кузнецовым. Как дальновидный предприниматель Кузнецов понимал, что гарднеровский фарфор известная торговая марка, и не желая терять заказчиков, ставил на изделиях знаменитое клеймо Гарднера, что во многом облегчило ему cбыт - двуглавый орел был знаком признания и высочайшего качества.
Обширная продукция Дмитровского завода (1891 – 1917) клеймилась небольшим числом марок.
Наиболее распространенным было клеймо № 63, право на которое Кузнецовы получили с приобретением этого предприятия и пользовались им на протяжении всей деятельности.
Марки №№ 65, 66 также относятся к Дмитровскому производству.
Синий цвет клейма указывает на 1-й сорт изделия.
Изначально изделия «империи Кузнецова» не привлекали внимание исследователей просто в силу своей массовости и повсеместной распространённости. Сыграли свою роль и художественные особенности кузнецовского фарфора. Эклектичность, пестрота и яркость декора породили неодобрительную характеристику «кузнецовщина».
Лишь с 1970-х годов возник интерес к прикладному искусству времён историзма и модерна; тогда и появились первые публикации о кузнецовском фарфоре, как об одной из характерных черт этого периода. Были начаты исследования сохранившихся коллекций, в том числе – коллекций самих фабрик, входивших в «Товарищество Кузнецова». Особенно ценились эти изделия за уникальные качества фарфора.
Нежный и лиричный, яркий и праздничный, самобытный, с истинно русским «лицом» – так ценители характеризуют кузнецовский фарфор в настоящее время.
В фондах музея хранится коллекция разнообразного кузнецовского фарфора, и об этом вы обязательно узнаете в следующий раз.
Информацию подготовила Римма Фарманян, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея